ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
(conditioning) термин, применяемый в теории обучения или бихевиоризме и обозначающий процесс обучения или изменения поведения путем ассоциации и подкрепления. Имеются два базисных типа образования условных рефлексов — классический и оперантный. Классическое образование условных рефлексов  было определено И. Павловым (1911) в его исследовании слюновыделительного рефлекса у собак. Он заметил, что, когда нейтральный стимул (НС) связан с не обусловленным стимулом (НОС) так, что они становятся "ассоциированными", НС развивает такую же способность вызывать ответ, как и НОС. Таким образом НС становится обусловленным стимулом (ОС), а ответ — обусловленным ответом (00). Этот тип возможен только в непроизвольном поведении, в виде слюно-выделения, потовыделения, сердцебиения и других видов, управляемых автономной нервной системой, и потому обусловленный ответ  может считаться условным рефлексом. Подкрепление вырабатывается независимо от ответа, поскольку оно предшествует ему, а типичным является также НОС (пища в павловском эксперименте). Оперантное или инструментальное образование условных рефлексов  установил и широко исследовал Б.Ф. Скиннер (1953). Оно предлагает обучение добровольным ответам, поскольку подкрепление осуществляется только после ответа и пропорционально ему. Обучение или образование условных рефлексов подразумевает развитие ассоциации или связи между стимулом и ответом посредством подкрепления ответов, когда они происходят. Так как подкрепление следует за ответом, ответное поведение может управляться с помощью изменений во время передачи подкрепления (графики подкрепления) . Обучение ведет к угасанию, если используемый график подкрепления связан с ответами и непредсказуем. Пример тому — игра на автомате. Угасание — это затухание и исчезновение поведения из-за отсутствия подкрепления, например, социально неприемлемое поведение должно игнорироваться. Поведение может формироваться в направлении желательного результата подкреплением последовательных приближений к нему. Таким способом животные способны обучаться "трюкам", отсутствующим в их нормальном поведении. Формирование принципов лежит в основе большей части контроля, который мы осуществляем над поведением других, особенно детей.


Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. . 1999.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ" в других словарях:

  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ — (instrumental conditioning) см. Образование условных рефлексов …   Большой толковый социологический словарь

  • КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ — (classical conditioning) см. Образование условных рефлексов …   Большой толковый социологический словарь

  • ОПЕРАНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ — (operant conditioning) см. Образование условных рефлексов …   Большой толковый социологический словарь

  • Образование тормозных условных рефлексов (inhibitory conditioning) — Исслед. условного торможения (conditioned inhibition) получили новый толчок в результате публикации Робертом Ресколой статьи, в которой он утверждал, что УР должен пройти не один, а два независимых теста, чтобы за ним можно было признать… …   Психологическая энциклопедия

  • Образование — – создание новой структуры или части, выработка определенных условных рефлексов …   Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных

  • ЗАМЫКАНИЕ ВРЕМЕННЫХ СВЯЗЕЙ — образование условных рефлексов …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Высшая нервная деятельность —         деятельность высших отделов центральной нервной системы животных и человека, «... обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру...» (Павлов И. П., Полн. собр. трудов, т. 3, 1949, с. 482), в отличие от… …   Большая советская энциклопедия

  • БИХЕВИОРИЗМ — (behaviourism) 1. Школа в психологии, главная заповедь которой состоит в том, что ее предметом является только наблюдаемое поведение. 2. Изучение, главным образом в ходе экспериментов над животными, принципов обучения (называемых также… …   Большой толковый социологический словарь

  • Физиология высшей нервной деятельности — (ВНД) является разделом физиологии, изучающим функции высшего отдела центральной нервной системы  коры больших полушарий головного мозга, посредством которой обеспечиваются сложнейшие отношения высокоразвитого организма с окружающей внешней… …   Википедия

  • Павлов — Павлов, Ив. Пет. (1849) академик, профессор физиологии, знаменитый русский ученый, творец учения об условных рефлексах . Главный его труд Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных (сборник статей,… …   1000 биографий


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»